Комбинированные силовые установки объединяют качества дизельных поршневых
и газотурбинных двигателей. Впервые такая установка применена на шведском
безбашенном танке STRV103. Она состоит из многотопливного поршневого (основного)
двигателя К60 английской фирмы «Роллс-Ройс» и газотурбинного (вспомогательного)
двигателя американского производства. Первый аналогичен двигателю L60.
Он представляет собой 6-цилиндровый дизельный многотопливный двигатель
с вертикальным оппозитным расположением цилиндров.
Оба двигателя работают одновременно или раздельно. Более экономичный
по расходу топлива дизельный двигатель работает на основных эксплуатационных
режимах, а газотурбинный подключается только при движении по сильно пересеченной
местности и слабому грунту, причем чаще используется в зимних условиях,
так как легче запускается при низких температурах. ГТД используется и для
запуска поршневого двигателя.
При работе двух двигателей крутящий момент передается через механическую
коробку передач, а в обычных условиях через гидротрансформатор. В иностранной
печати указывается, что комбинированная силовая установка увеличивает вес
и габаригы танков, привод к газотурбинному двигателю обходится дорого,
система управления очень сложная.
Танк имеет двухпоточную гидромеханическую трансмиссию "Вольво" DRH-1М
включающую гидротрансформатор, гидромеханическая КП (2п.п.х. и 2з.х.),
механизм поворота с ГО передачей в дополнительном приводе. Танк способен
двигаться с одинаковой скоростью вперед и назад.
Особенности конструкции шведского безбашенного танка STRV-103А вызвали
интерес в других странах. Так, Великобритания и США испытывали образец
этого танка на своих полигонах в целях возможного использования опыта шведских
специалистов при разработке перспективного танка. Известно также о западногерманских
разработках проектов безбашенного танка.
В 1969 году танк STRV-103A был модернизирован и получил обозначение
STRV-103B. К усовершенствованиям относится оснащение его лазерным дальномером,
инфракрасными приборами и новым газотурбинным двигателем мощностью 490
л. с. На модификации STRV-103С кроме всего прочего установлена новая КП
(3п.п.х. и 2з.х.), новые радиаторы системы жидкостного охнаждения.
Strv-103A/103C
Двигатель для Strv-103A
1 тип / марка
многотопл. дизель / "Ролс-Ройс" К60
мощность, л.с.
240 при 3750 об/мин
2 тип / марка
ГТД / "Боинг" 502-10МА
мощность, л.с.
490 при 3800 об/мин
Двигатель для Strv-103C
1 тип / марка
дизель / "Детроит дизель" 6V-53T
мощность, л.с.
290 при 2800 об/мин
2 тип / марка
ГТД / "Боинг 553"
мощность, л.с.
500 при 3800 об/мин
Источники:
1.Материалы журнала "ЗВО".
2.http://www.kithobbyist.com/AFVInteriors/ 3."Основные боевые танки" под ред. Сафонова Б.С. и Мураховского В.И,
М.,Арсенал-Пресс,1993.
4.Материалы ВИФ
- 2