Газотурбинный двигатель AGT-1500 выполнен в одном блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией Х-1100-3В. В зарубежной прессе сообщалось, что блок может быть заменен менее чем за 1 ч. Выбор газотурбинного двигателя американские специалисты объясняют рядом его преимуществ по сравнению с дизелем той же мощности при меньшем объеме ГТД. Кроме того, последний имеет меньшую массу (примерно в 2 раза), относительно простую конструкцию, больший (в 2 - 3 раза) ресурс работы. Он лучше удовлетворяет требованиям многотопливности. Вместе с тем отмечаются такие его недостатки, как повышенный расход топлива и сложность воздухоочистки. В период 1978 - 1980 годов на основании результатов ходовых испытаний в конструкцию двигателя были внесены изменения, направленные на уменьшение расхода топлива, повышение надежности, увеличение срока службы и снижение затрат на техническое обслуживание и ремонт. AGT-1500 - трехвальный двигатель с двухкаскадным осецентробежным компрессором,
индивидуальной камерой сгорания тангенциального расположения, двухступенчатой
силовой турбиной с регулируемым сопловым аппаратом первой ступени и стационарным
кольцевым пластинчатым теплообменником. Сопловые и рабочие лопатки первой
ступени турбины высокого давления охлаждаются воздухом, отбираемым на выходе
из компрессора и подаваемым через отверстия в хвостовиках лопаток. Максимальная
температура газа в турбине составляет 1193°С. Допускается непродолжительная
(до 20 моточасов) работа ГТД на автомобильном бензине.
На двигателе установлен стационарный пластинчатый барабанно-цилиндрический теплообменник. Он собран из кольцевых пластин, изготовленных из нержавеющей стали, спаянных по контуру, укрепленных продольными стяжными болтами и образующих цилиндрический барабан, который охватывает диффузор турбины. Газовые воздушные каналы создаются отверстиями в пластинах и зазорами между ними. Рабочее давление в теплообменнике 14,76 кг/см.кв, степень регенерации тепла при работе двигателя на расчетной эксплуатационной мощности (70 проц. максимальной) достигает 72 проц. Компактность теплообменника и рациональность его компоновки позволили разработчикам добиться относительно небольших габаритов ГТД. С 1979 года велись работы по увеличению мощности двигателя AGT-1500 до 1800 л.с. без существенных изменений его конструкции. Американские специалисты утверждают, что в дальнейшем этот показатель может быть доведен до 2000 л. с. Источники:
|