Управление двигателем танка Т-80

 
 
Принципиальная схема управления двигателем танка Т-80 : 
1 - компрессор; 2 - камера сгорания; 4 - датчик температуры газа на входе в турбину; 5 - турбина компрессора; 6 - РСА силовой турбины; 7 - силовая турбина; 8 - датчик частоты вращения силовой турбины: 9 - коробка перемены передач; 10 - рычаг избирателя скорости; 11 - датчик положения рычага избирателя скорости; 12 - датчик направления перемещения рычага избирателя скорости; 13 - электроклапан: 14 - механизм гидроупрааления давлением масла в бустерах коробок передач; 15 - датчик давления масла во включаемых бустерах коробки передач: 16 - блок управления РСА и давлением масла в выключаемых бустерах коробок передач; 17 - механизм гидропривода РСА; 16 - регулятор подачи топлива в камеру сгорания; 19,11 - датчики положения педалей тормоза и подачи топлива; 10,12 - педали тормоза и подачи топлива; 23 - выключатель режима стояночного «малого газа».

В системе управления двигателем танка Т-80 представляет интерес техническое решение системы управления РСА силовой турбины при различных режимах работы силовой установки, которое имеет свои особенности и является наиболее рациональным для транспортных машин с ГТД и механической планетарной коробкой передач. 

Основными особенностями этой системы управления являются следующие. 
1. Управление РСА при переключении передач осуществляется автоматически по оптимальным законам (для получения наибольшей синхронизации элементов коробки передач) при перемещении водителем рычага избирателя скорости в положение включаемой передачи. 
2. Система датчиков на органах управления и блок управления обеспечивают получение оптимальных параметров силовой установки. 
3. Функциональная связь педали подачи топлива с механизмом привода РСА позволяет улучшить приемистость двигателя, а следовательно, динамические, топливно-экономические и другие характеристики машины. 

Рассмотрим работу системы управления при некоторых режимах силовой установки. При выводе рычага избирателя скорости 10 из паза гребенки сигнал от датчика положения рычага избирателя скорости 11 поступает через блок управления РСА 16 на электроклапан 13, обеспечивающий сброс давления в бустерах включенных фрикционов. Одновременно выдается сигнал через блок управления 16 на механизм гидропривода РСА 17, который по этому сигналу устанавливает РСА в тормозное положение. 

При перемещении рычага избирателя скорости 10 в сторону высшей передачи с помощью датчика направления перемещения 12 блок управления 16 сохраняет сигнал, ранее выданный на механизм гидропривода РСА, т. е. РСА остается в тормозном положении. При установке рычага избирателя скорости в паз гребенки, соответствующий включаемой передаче, с помощью механизма гидроуправления давлением масла 14, механически связанного с рычагом избирателя скорости, осуществляется подвод давления к бустерам включаемой передачи и начинается процесс их заполнения. В момент окончания заполнения, когда давление в бустерах начинает резко возрастать, датчик давления 15, настроенный на заданное значение, выдает сигнал на блок управления 16, который через механизм гидропривода РСА 17 возвращает РСА в исходное положение. Таким образом, РСА находится в тормозном положении с момента выключения фрикционов низшей передачи до конца процесса буксования фрикционов высшей передачи, что позволяет получить наиболее полную синхронизацию элементов в коробке передач. Полная синхронизация частот вращения дисков включаемых фрикционов в процессе их буксования происходит при действии отрицательного момента со стороны двигателя, способствующего их синхронизации. При выводе рычага избирателя скорости из паза гребенки при переключении с высшей передачи на низшую также выдаются два сигнала: на слив масла из выключаемых бустеров и на разворот РСА в тормозное положение. 

При перемещении рычага избирателя скорости в сторону низшей передачи ранее выданный сигнал на разворот в тормозное положение отменяется и РСА возвращается в исходное положение. За время переключения с высшей передачи на низшую РСА практически остается в исходном положении. 
Снятие нагрузки с вала силовой турбины (время заполнения бустеров включаемой передачи) приводит к увеличению частоты вращения и к моменту начала процесса буксования включаемых фрикционов достигает значения, при котором обеспечивается наибольшая синхронизация вращающихся элементов коробки передач. 

Такое управление РСА с переключением передач приводит к наименьшим нагрузкам фрикционов и других элементов коробки передач. Кроме того, управление РСА происходит строго по заданным законам - автоматически при перемещении водителем рычага избирателя скорости 10 из одного положения в другое. Данная система управления сокращает число операций водителя и упрощает процесс переключения передач. 

Торможение машины осуществляется двигателем за счет разворота РСА в тормозное положение при частичном перемещении педали тормоза и подключении механических тормозов при дальнейшем ее перемещении. При остановке машины педаль подачи топлива 22 отпускается и выжимается педаль тормоза 20, что приводит к развороту РСА в тормозное положение. 
При установке рычага избирателя скорости 10 в паз гребенки, соответствующий положению «Нейтраль» (число пазов равно числу передач, включая положение «Нейтралы»), выдается сигнал от датчика положения рычага избирателя скорости // на блок управления 16 и далее на механизм гидропривода РСЛ 17, в результате чего РСА устанавливается в фиксированное положение. которое обеспечивает на режиме пуска уменьшение энергозатрат и заброса температуры газа на входе в турбину компрессора, а на режиме «малого газа» — уменьшение часового расхода топлива, температуры газа на выхлопе, токсичности отработавших газов и сокращение времени работы двигателя с момента остановки машины до его глушения за счет более интенсивного охлаждения двигателя. 

Это обстоятельство дает возможность сократить время работы двигателя на режиме «малого газа» перед его глушением, что позволит улучшить экономичность машины и повысить ресурс двигателя в целом. В этой системе управления педаль подачи топлива с помощью датчика 21 и блока управления 16 связана с гидроприводом РСА 77, так что при отпущенной педали (сброс газа) РСА устанавливается в промежуточное положение. Это приводит к менее интенсивному уменьшению вращения турбокомпрессора за счет перераспределения теплоперепадов на турбинах двигателя и использования теплоты, аккумулированной его проточной частью. Такое управление РСА позволяет улучшить приемистость двигателя, а следовательно, динамические и топливно-экономические характеристики машины. 

Данная система управления обеспечивает переход двигателя на режим стояночного «малого газа» и обратно по сигналу от выключателя 23, который может быть соединен с рычагом избирателя скорости 10, так, что при установке последнего в положение «Нейтраль» двигатель автоматически переходит на этот режим.

Hosted by uCoz