В системе управления двигателем танка Т-80 представляет интерес техническое решение системы управления РСА силовой турбины при различных режимах работы силовой установки, которое имеет свои особенности и является наиболее рациональным для транспортных машин с ГТД и механической планетарной коробкой передач. Основными особенностями этой системы управления являются следующие.
Рассмотрим работу системы управления при некоторых режимах силовой установки. При выводе рычага избирателя скорости 10 из паза гребенки сигнал от датчика положения рычага избирателя скорости 11 поступает через блок управления РСА 16 на электроклапан 13, обеспечивающий сброс давления в бустерах включенных фрикционов. Одновременно выдается сигнал через блок управления 16 на механизм гидропривода РСА 17, который по этому сигналу устанавливает РСА в тормозное положение. При перемещении рычага избирателя скорости 10 в сторону высшей передачи с помощью датчика направления перемещения 12 блок управления 16 сохраняет сигнал, ранее выданный на механизм гидропривода РСА, т. е. РСА остается в тормозном положении. При установке рычага избирателя скорости в паз гребенки, соответствующий включаемой передаче, с помощью механизма гидроуправления давлением масла 14, механически связанного с рычагом избирателя скорости, осуществляется подвод давления к бустерам включаемой передачи и начинается процесс их заполнения. В момент окончания заполнения, когда давление в бустерах начинает резко возрастать, датчик давления 15, настроенный на заданное значение, выдает сигнал на блок управления 16, который через механизм гидропривода РСА 17 возвращает РСА в исходное положение. Таким образом, РСА находится в тормозном положении с момента выключения фрикционов низшей передачи до конца процесса буксования фрикционов высшей передачи, что позволяет получить наиболее полную синхронизацию элементов в коробке передач. Полная синхронизация частот вращения дисков включаемых фрикционов в процессе их буксования происходит при действии отрицательного момента со стороны двигателя, способствующего их синхронизации. При выводе рычага избирателя скорости из паза гребенки при переключении с высшей передачи на низшую также выдаются два сигнала: на слив масла из выключаемых бустеров и на разворот РСА в тормозное положение. При перемещении рычага избирателя скорости в сторону низшей передачи
ранее выданный сигнал на разворот в тормозное положение отменяется и РСА
возвращается в исходное положение. За время переключения с высшей передачи
на низшую РСА практически остается в исходном положении.
Такое управление РСА с переключением передач приводит к наименьшим нагрузкам фрикционов и других элементов коробки передач. Кроме того, управление РСА происходит строго по заданным законам - автоматически при перемещении водителем рычага избирателя скорости 10 из одного положения в другое. Данная система управления сокращает число операций водителя и упрощает процесс переключения передач. Торможение машины осуществляется двигателем за счет разворота РСА в
тормозное положение при частичном перемещении педали тормоза и подключении
механических тормозов при дальнейшем ее перемещении. При остановке машины
педаль подачи топлива 22 отпускается и выжимается педаль тормоза 20, что
приводит к развороту РСА в тормозное положение.
Это обстоятельство дает возможность сократить время работы двигателя на режиме «малого газа» перед его глушением, что позволит улучшить экономичность машины и повысить ресурс двигателя в целом. В этой системе управления педаль подачи топлива с помощью датчика 21 и блока управления 16 связана с гидроприводом РСА 77, так что при отпущенной педали (сброс газа) РСА устанавливается в промежуточное положение. Это приводит к менее интенсивному уменьшению вращения турбокомпрессора за счет перераспределения теплоперепадов на турбинах двигателя и использования теплоты, аккумулированной его проточной частью. Такое управление РСА позволяет улучшить приемистость двигателя, а следовательно, динамические и топливно-экономические характеристики машины. Данная система управления обеспечивает переход двигателя на режим стояночного «малого газа» и обратно по сигналу от выключателя 23, который может быть соединен с рычагом избирателя скорости 10, так, что при установке последнего в положение «Нейтраль» двигатель автоматически переходит на этот режим. |