Двигатель ГТД-1000

ГТД-1000Схема ГТД-1000Проточная часть (разрез)ГТД-1000 (вид спереди)
ГТД-1000 (разрез)Камера сгорания, турбины и РСА силовой турбиныКомпрессоры и их турбины
Для гусеничной транспортной машины был разработан экспериментальный двигатель ГТД-1Т (позднее ГТД-1000) трехвальной конструкции без теплообменника. Его основными элементами являются турбокомпрессор, силовая турбина с РСА, понижающий редуктор и кольцевая камера сгорания. 

Турбокомпрессор состоит из двух центробежных компрессоров (низкого и высокого давления) и двух одноступенчатых осевых турбин. Свободная силовая турбина одноступенчатая, с передачей мощности через силовой редуктор. 

Компрессор низкого давления имеет степень повышения давления 3,76 и состоит из корпуса, входного направляющего аппарата, ротора компрессора низкого давления, лопаточного диффузора и спрямляющего аппарата. Входной направляющий аппарат служит для предварительной закрутки потока воздуха, входящего в компрессор, обеспечивая его безударный вход в рабочее колесо. Ротор компрессора с центробежным колесом передает энергию воздушному потоку, и посредством лопаточного диффузора часть кинетической энергии воздуха преобразуется за колесом в энергию давления. Спрямляющий аппарат выравнивает воздушный поток. Ротор компрессора низкого давления литой, состоит из центробежного колеса закрытого типа и подшипников, установленных на его передней и задней цапфах. Для предотвращения утечки воздуха из проточной части двигателя на покрывающем диске центробежного колеса предусмотрено переднее лабиринтное уплотнение, а на заднем диске центробежного колеса - заднее лабиринтное уплотнение. Ротор компрессора низкого давления соединен с ротором турбины низкого давления стяжной штангой. Вращающий момент от ротора турбины к ротору компрессора передается рессорой. Стяжная штанга и рессора изготовлены из стали. 

Ротор компрессора высокого давления состоит из центробежного колеса закрытого типа с передней цапфой, изготовленного из сплава и прикрепленного у задней части колеса переходного кольца. Соединение переходного кольца с центробежным колесом осуществляется при помощи штифтов. Передняя цапфа ротора опирается на шариковый подшипник В опоры ротора двигателя. 
Ротор компрессора соединяется с диском турбины компрессора высокого давления болтами. Вращающий момент от турбины компрессора высокого давления передается ротору компрессора через кольца с помощью призонных втулок. Цапфа турбины компрессора высокого давления, опирающаяся на подшипник опоры Г, является второй опорой для ротора компрессора высокого давления. 

 Камера сгорания двигателя кольцевая, петлевого типа, с завихрителями воздуха у рабочих форсунок. Камера сгорания состоит из жаровой трубы, отражателя и подвесок жаровой трубы. В камере сгорания установлены топливные форсунки и два воспламенителя с пусковыми форсунками. Наружным корпусом камеры сгорания являются корпуса компрессора и корпус опоры Г роторов двигателя, образующие каналы подвода воздуха к камере сгорания. Камера сгорания расположена между корпусом компрессора и корпусом опор таким образом, что охватывает снаружи турбину компрессора высокого давления. 
Двигатель имеет три одноступенчатые осевые турбины. Первые две турбины предназначены для привода компрессора высокого и низкого давления, третья - силовая - служит для создания полезной мощности двигателя. Турбины развивают приблизительно одинаковую мощность. Силовая турбина снабжена РСА. 

Турбина компрессора высокого давления состоит из соплового аппарата и рабочего колеса. Сопловой аппарат представляет собой сварную конструкцию, состоящую из сопловой решетки и кольцевого канала. Сопловая решетка включает 29 литых лопаток. Рабочие лопатки турбины высокого давления не имеют бандажных полок в целях избежания пылевых отложений. Турбина компрессора низкого давления состоит из цельнолитого соплового аппарата и ротора турбины. Сопловой аппарат имеет 39 лопаток. Ротор турбины опирается на два опорных подшипника. Осевая составляющая воспринимается упорным подшипником посредством стяжной штанги. Вращающий момент ротора турбины передается компрессору через вал. Рабочие лопатки удерживаются от осевого перемещения кольцом, т. е. так же, как на рабочем колесе турбины компрессора высокого давления. Рабочие лопатки компрессора имеют бандажные полки, которые образуют по периферии бандажное разрезное кольцо с гребешками газового лабиринта. 

Силовая турбина состоит из ротора турбины и РСА. Ротор турбины опирается на опорно-упорный подшипник. Рабочие лопатки турбины имеют бандажные полки, как и лопатки турбины компрессора низкого давления. Регулируемый сопловой аппарат предназначен для осуществления тормозного режима. При повороте сопловых лопаток из рабочего положения на 120° поток газа направляется против вращения ротора силовой турбины, создавая на турбине тормозную мощность. С уменьшением угла поворота лопаток тормозная мощность уменьшается и при повороте лопаток на 70—80° становится равной нулю. 
 

Технические характеристики двигателя ГТД-1000
Мощность, л.с. (кВт) 1000 (736)
Удельный расход топлива, г/л.с.*ч. (г/кВт*ч.) 240 (326)
Расход масла, л/ч. не более 0.2
Степень сжатия 9.5
Ресурс (межремонтный), ч. 300
Габаритные размеры (длина,высота,ширина), мм 1494*888*1042
Масса, кг 1050
 

Источники: 
1. "Без тайн и секретов", под редакцией Н.С.Попова, СПб.,1995 г. 
2. "Основной боевой танк Т-80", "Полигон",М.,1993 г. 

 
Hosted by uCoz