Мотор М-17 высотный переразмеренный, V-образный, 12-цилиндровкй с углом развала рядов 60. Он был выполнен по традиционной для 20-х годов схеме с отдельными цилиндрами, каждый из которых имел наваренную рубашку из листовой стали. Как и у всех V-образных моторов, имевших шатуны не центральные, подобные шатунам моторов М-5 и М-6, а главный и прицепной, хода поршней в рядах цилиндров были разные: в правом ряду, поршни которых соединялись с главными шатунами, ход поршня составлял 190 мм, в левом (с прицепными шатунами) -199 мм. Мотор имел относительно высокую степень сжатия, равную 6,4, у модификаций М-17 и М-17Б и 7,3 у модификации М-17Ф и благодаря переразмерности обеспечивал высотность 3050 м в модификациях М-17Ф и 2400 м в модификации М-17, что по тем временам было совсем неплохо. Из конструктивных его особенностей отметим неразъемные головки главных шатунов, имевшие роликовые подшипники. Сочленение главного и прицепного шатунов также имело роликовые подшипники (на моторах модификации М-17Ф они были заменены плавающими втулками). Такая конструкция позволила существенно снизить и прокачку, и расход масла. Мотор был очень экономичным: расход топлива на номинальном режиме не превышал 220 г/(л.с.*ч). Высокая степень сжатия требовала применения топлива с высокими антидетонационными качествами, поэтому, как и все таким моторы того времени, он работал на смеси бензола и бензина. Когда появились бензины с высоким октановым числом, мотор успешно эксплуатировался на бензине Б-78. По мере освоения мотор совершенствовался, ресурс его был увеличен от 100 до 300-400 ч; надежность его была вполне удовлетворительной, и в 30-е годы он составлял значительную часть моторного парка страны. Производство мотетов М-17 достигало небывалых для нашей страны масштабов: такого числа моторов одного типа еще не выпускал ни один советский завод. В производстве моторы были с 1931 г. по 1934 г., а в эксплуатации сохранились
до 1943 г. Двигатели М-17 устанавливались на средние танки Т-28, тяжелые
танки Т-35, танки БТ-7, а также в ограниченном количестве на танки Т-34
и КВ-1 из-за нехватки дизельных двигателей В-2.
Источники: 1. |