На "Маусе" был установлен модифицированный авиационный двигатель фирмы Даймлер-Бенц DB-603A2 (иногда именуемый MB 509), 12-ти цилиндровый, Л-образный, с непосредственным вспрыском бензина в цилиндры и электрическим зажиганием. Он приводил в движение два электрогенератора, которые вырабатывали ток для тяговых электродвигателей. DB-603 работал по четырехтактному циклу, аналогично карбюраторному, отличаясь тем, что образование рабочей смеси происходило не в карбюраторе, а внутри цилиндров. Основным отличием этого двигателя от авиационного стало применение нового трехшестеренчатого редуктора, понизившего высоту оси ведущего вала и удлинившего двигатель на 250 мм. По сравнению с карбюраторными двигателями, DB-603A2 был более экономичным и менее пожароопасным и "чувствительным" к сорту топлива. Для охлаждения силовой установки использовались двухступенчатые вентиляторы. Практиковалось также жидкостное охлаждение выхлопных коллекторов. К одному из недостатков DB-603A2 относили затрудненный доступ к ряду агрегатов, расположенных а развале цилиндров (топливный насос, форсунки и др.).Электромеханическая трансмиссия танка "Маус" состояла из двух параллельно работающих электроприводов левой и правой гусеницы. Электрическая часть трансмиссии представляла собой две независимые друг от друга системы, обеспечивающие передачу крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам.Два главных генератора, питающие током тяговые электродвигатели, размещались в моторном отделении. В блоке с главными генераторами находился вспомогательный генератор. Передний (по ходу танка) генератор обеспечивал питанием левый тяговый электродвигатель, задний - правый. Вспомогательный генератор служил для питания обмоток обоих главных генераторов и тяговых электродвигателей. В момент запуска основного двигателя он использовался как электростартер, заряжаясь от аккумуляторной батареи. Тяговые электродвигатели (по одному на гусеницу) стояли в кормовой части
корпуса. Крутящий момент с вала электродвигателя через двухступенчатый
редуктор передавался на ведущее колесо.При движении под водой машина получала
электроэнергию с генераторов другого "Мауса", находящегося на берегу. Передача
осуществлялась через кабели. Управление танком при этом производилось из
машины, подающей энергию, и ограничивалось только изменением скорости.
При изучении "Мауса" наши специалисты отмечали: "Заслуживает внимания доводка узлов и деталей [трансмиссии]. Выделяется стремление к облегчению условий работы деталей путем конструктивной отработки их и тщательного изготовления. Это позволило ... повысить надежность агрегатов...". Источники:
|