Двигатель и трансмиссия танка Т-V "Пантера"

panther_pix10.jpgpanther_pix09.jpgpanther_pix08.jpgpanther_pix01.jpg
panther_pix05.jpgpanther_pix02.jpgpanther_pix03.gifpanther_pix04.jpg
panther_pix06.jpgpanther_pix07.jpgpanther_pix11.jpgpanther_pix12.gif

Танки Т-V "Пантера" Ausf. A(D1) приводились в движение моторами Майбах HL210P45. Танки 
остальных серий - мотором Майбах HL230P30. Двигатели производились на нескольких заводах: "Майбах Моторенверкен" в Фридрихсхафен, "Ауто-Унион завод Вандерер" в Хемнитце, "Даймлер - Бенц" и др. Поршни изготавливала фирма "Мале", Штутгарт. 

Двигатели имели следующие технические характеристики (в скобках - данные двигателя HL210). 
Четырехтактные, карбюраторные, V-образные (угол развала 60 гр.), двенадцатицилиндровые двигатели с водяным охлаждением и верхним расположением клапанов. Диаметр поршня - 130 (125) мм, ход - 145 мм, рабочий объем двигателя - 23095 (21353) куб.см. Поршни чугунные, зазор - 0,14-0,16 мм, корпус мотора алюминиевый. Зазор клапанов - 0,35 мм. Сжатие 6,8:1. Коленвал размещен на роликовых подшипниках. Мощность мотора - 515 кВт (700 л.с.) при 3000 об/мин. Удельная мощность - 11,4 кВт/т (15,5 л.с./т.) Сухая масса мотора -1200 кг. Размеры: длина - 1310 мм, ширина - 1000 мм, высота - 1190 мм. 

Водяное охлаждение. Радиаторы объемом 170 л справа и слева от двигателя. Максимальная температура воды - 90 град., оптимальная - 80 град. Циркуляцию воздуха в двигательном отсеке и подведение воздуха к карбюраторам обеспечивали 2 вентилятора типа "Циклон", размещенные по бокам корпуса. Вентиляторы были снабжены фильтрами, выпускала вентиляторы фирма "Манн унд Хуммель" в Людвигсбурге. Кроме того на броне двигательного отсека были сделаны четыре вентиляционных отверстия, размещенных симметрично по обе стороны корпуса. Для ускорения запуска двигателя в холодное время года предназначался термосифонный подогреватель, отапливаемый паяльной лампой, которая устанавливалась с наружной стороны кормового листа корпуса. 

Мотор Майбах HL230P30 (и HL210P45) имел 4 двухкамерных двухгорловинных карбюратора Солекс 52 FF J II D. Топливо - этилированный бензин OZ 74, октановое число - 74, топливные баки емкостью 730 л. Поступление бензина обеспечивали 2 топливные помпы. Масло - стандартное Моторенол дер Вермахт. В сухой двигатель заливали 42 л масла, при смене 32 л. Вращающий момент передавался двумя карданными валами. Уодного из валов отбирал мощность гидравлический усилитель вращения башни. 

Сцепление 3-х дисковое сухое Фихтель & Закс (Швайнфурт) LAG 3/70 H. Коробка передач планетарная Цанрадфабрик (Фридрихсхафен) АК7-200, 7 передач вперед и задний ход. 
Коробка передач - трехвальная, с продольным расположением валов, семиступенчатая, пятиходовая, с постоянным зацеплением шестерен и простыми (безынерционными) конусными синхронизаторами для включения передач со 2-й по 7-ю. Картер коробки передач центрировался и жестко соединялся с картером механизма поворота, образуя единый монтажно-демонтажный агрегат (с общими внутренним объемом и системой смазки) трансмиссии: двухпоточный механизм передач и поворота. Механизм поворота состоял из двух планетарных редукторов. К бортовым передачам мощность передавалась короткими поперечными валиками с зубчатыми муфтами на концах. Центровочные работы при сборке танка были сведены таким образом к минимуму, но монтаж и демонтаж механизма передач и поворота из сварной носовой части броневого корпуса представлял большие трудности. 

Рулевое управление типа MAH c однодисковым сухим сцеплением, имеющим гидравлическое усиление, состояло из главной (1:1,05), планетарной (1;1,14), боковой (1:8,4) и замедленной (1:4,65) передач. Тормоза дисковые LG 900, гидравлические. Ручной тормоз - механический MAH. 

Передачи переключались рычагом, расположенным справа от водителя, управление танком с помощью рулевого колеса и педалей. Рычаг ручного тормоза располагался рядом с креслом. 
Охлаждение бортовых тормозов принудительное, воздушное. Воздух из кожухов барабана отсасывается вентиляторами двигателя. 

Смазка для деталей механизма поворота подается из общей системы смазки коробки перемены передач. Масло по трубкам от нacoca подаётся к трущимся поверхностям, а затем, стекая на дно картера, собирается в маслосборнике. Из маслосборника масло откачивается насосом, пропускается через фильтр и вновь поступает для смазки деталей. 

Источники: 
1. Т-V "Пантера" История создания и применения, "Восточный фронт",Москва, 1995 г. 
2. "Броне-Сайт" 
3. http://www.kithobbyist.com/AFVInteriors/ 
4. Страничка Исаева Алексея

Hosted by uCoz