Бросающий вызов

Николай Сергеевич Попов
Танк Т-80У
 
Сегодня исполняется 25 лет со дня принятия на вооружение первого в мире танка с газотурбинным двигателем Т-80 
 
Беседа с генеральным конструктором «Спецмаша», Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и Государственных премий, академиком Транспортной академии, кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» Николаем ПОПОВЫМ.
 
Юбилеи бывают разные. Мы регулярно обращаемся к памяти о великих событиях прошлого, об исторических деятелях. Но куда реже — о величайших технических свершениях.Между тем сегодня именно такой день. Ровно четверть века назад в нашей стране был принят на вооружение первый в мире танк с газотурбинным двигателем Т-80, являющийся по сей день главным, основным танком Вооруженных Сил России.На питерское ОАО «Спецмаш» уже съехались выдающиеся организаторы производства, конструкторы, технологи не только Петербурга и Москвы, но и многих других городов и регионов страны. Предрешено, что встреча будет носить не столько торжественно-праздничный, сколько деловой характер. На научно-практической конференции «Т-80 — вчера, сегодня, завтра» профессионалы прежде всего обсудят свои собственные, далеко не всем понятные проблемы.А в канун юбилея наш специальный корреспондент Игорь ЛИСОЧКИН беседовал с генеральным конструктором «Спецмаша», Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и Государственных премий, академиком Транспортной академии, кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» Николаем ПОПОВЫМ. 

— Когда, кому и почему пришла впервые в голову мысль поставить на танк газотурбинный двигатель? 

— Можно сказать, что это произошло в ходе естественного процесса развития танкового производства. Вы знаете, что на танках сначала устанавливались бензиновые двигатели, затем наступило время дизелей. Причем речь шла не просто об их безопасности, но прежде всего о повышении мощности. Ведь от мощности двигателя непосредственно зависят скорость танка, его маневренность, способность преодолевать препятствия и решать широкий круг боевых задач. 

Так вот уже в первые послевоенные годы, точнее — в конце 40-х, становилось понятно, что возможности дизеля малых размеров исчерпываются. И по сей день довести такой двигатель до мощности в 1000 лошадиных сил есть для конструктора задача невероятной сложности. Наступил порог, за которым уже нет возможности совершенствования. И со временем родилась мысль, что дизель надо заменять газотурбинным двигателем, который все шире стал применяться в авиации. 

Было бы лестно для себя заявить, что эта идея пришла в голову именно нам, ленинградцам, сотрудникам уникального коллектива конструкторов, созданного известным отечественным танкостроителем Жозефом Яковлевичем Котиным. Но это не соответствует действительности. Революционная мысль родилась в военных научных кругах, была доведена до мнения правительства, обсуждалась на самом высоком уровне на протяжении ряда лет и поступила к нам, конструкторам, уже для практического исполнения. Это — начало 50-х. 

Начались работы у нас, в Ленинграде, на Урале, в Сибири, во многих организациях. Первый опытный образец нового двигателя был сделан в 1954 году. Но это пока мало что давало. Тут случалось всякое. Бывало и так, что турбина разрывалась на испытательном стенде, а ее лопатки прошивали крышу цеха. 

Однако была и государственная воля. О том, какое значение придавалось этой работе, скажет такой факт: 16 апреля 1968 года правительство приняло «закрытое» постановление, в котором были такие слова: «...считать важнейшей государственной задачей создание танка с газотурбинным двигателем». Что это означает, вы понимаете. 

Кстати, я не считаю, что первая полоса неудач прошла напрасно. Всегда полагал, что для любого технического достижения должны созреть и обстановка и люди. Появлялось все больше специалистов, для которых успех в этой работе становился постоянной мечтой, накапливались опыт, желание и воля. 

Да, порой мы испытывали жесткое давление со стороны руководства. За работами следили первые лица как в столице, так и на местах. Требовательность была высочайшей, хотя без мелочной опеки. Но... и поддержка была! Мне в этом смысле больше всего памятны встречи с известным руководителем «оборонки», государственным и партийным деятелем Дмитрием Федоровичем Устиновым. 

— Какую должность вы тогда занимали? 

— Главного конструктора. А затем, позднее, решением правительства был назначен генеральным. 

— В конце концов вы добились большого успеха. Каким путем? 

— Сформировался творческий альянс, деловой союз единомышленников Особого конструкторского бюро транспортного машиностроения Кировского завода, завода имени Климова, Калужского моторостроительного завода, НИИтрансмаша и еще целого ряда ведущих НИИ и КБ авиационной и оборонной промышленности. Все мы пришли к выводу, что предыдущие неудачи были обусловлены тем, что предпринимались попытки «приспособить» к танку самолетные или вертолетные двигатели. А надо было делать сугубо танковый. Это мы и осуществили. 

Скажу, как появилась мощность в 1000 лошадиных сил. Собственно, на тот момент стояла задача создания газотурбинного двигателя для харьковского танка Т-64 мощностью в 700 сил. Как-то мы сидим и спорим с генеральным конструктором завода имени Климова Сергеем Петровичем Изотовым. Он мне говорит: «Слушай, поверь моему опыту: мощности всегда не хватает. Давай сразу делать не 700, а 1000». На том мы согласились. И «сделали тысячу». 

— Николай Сергеевич, что показали испытания первого двигателя? Момент волнующий... 

— Как такового «первого» двигателя не было. Испытания проходили сразу 119 двигателей. Они отработали около 500.000 часов. Оснащенные ими танки прошли 1.200.000 километров — более трех расстояний до Луны — во всех регионах и во всех возможных природных условиях, от тундры до пустыни, зимой и летом. И только когда был обеспечен гарантийный ресурс двигателя на 500 часов работы, приблизился день, который мы сегодня отмечаем. Первую серию стал выпускать Кировский завод, а поступила она в Ленинградский военный округ. 

Однако мне хотелось бы сказать об очень важном деле. Появление нового двигателя привело к необходимости и к возможности совершенствования самого танка, родило новую техническую философию, где одно вытекает из другого. Рассказать о ней подробно у нас с вами возможности нет. Я ограничусь несколькими примерами. 

Двигатель позволяет танку развивать скорость более 70 километров в час. И мы очень быстро убедились, что при этом его традиционная подвеска с необрезиненными катками и траками гусениц создает дикий шум, а затем просто разваливается. Пришлось создавать совершенно новую динамическую подвеску. И теперь экипаж танка при движении со скоростью в 40 километров в час по «пересеченке» чувствует себя, как водитель «Волги» за рулем. 

Далее. Особая плавность хода, стабильная «тягучесть» двигателя позволила не только значительно повысить точность огня с ходу, на высоких скоростях, но и применить новую систему пушечно-ракетного вооружения и управления огнем — «Кобра». Причем ракета выпускается не с «подвески», а из ствола орудия, и может поражать даже зависающие вертолеты противника на расстоянии до 4 километров. 

Коротко говоря, каждое из преимуществ газотурбинного двигателя перед дизельным, коих мы насчитываем более 25, приводило к новым и более прогрессивным техническим решениям. 

— В мире идет негласное соревнование военных конструкторов. Насколько вам удалось опередить, скажем, американцев? 

— На пять лет. Они спохватились только в 1981 году, после появления Т-80 в группе совет-ских войск в Германии. Правда, надо отдать им должное: используя большие деньги и огромные силы, они смогли решить задачу довольно быстро. А первые модернизированные «Абрамсы» они тоже направили в Германию, тогда — Западную. 

— Мы встречаемся с вами не в первый раз и о достоинствах Т-80 уже рассказывали читателям. Это облегчает задачу. А вот о Т-80У и Т-80УК не говорили никогда... 

— Что ж, шло время, и конструкция танка совершенствовалась. На Т-80У вместо «Кобры» установлен комплекс «Рефлекс», который позволяет вести огонь по лазерному лучу до 5 километров и полностью защищен от радиоразведки. Увеличен боекомплект. Применена «система дубль», позволяющая командиру вести огонь без помощи наводчика. Усовершенствована система динамической защиты, остающейся по-прежнему загадкой для многих зарубежных конструкторов. Введена, после опыта «горячих точек», противоминная защита. Установлен турбинный энергоагрегат для работы в засаде. Есть и другие изменения. А «К» значит «командирский», он оснащен установкой связи для руководства боем. 

— Т-80 уже не раз блистал на международных показах оружия. Но все-таки, когда махина летит с препятствия по воздуху и приземляется, становится страшно... Кажется, после такого удара экипаж просто не может остаться в живых. 

— Он приземляется мягко, и нагрузки на членов экипажа давно уменьшены в несколько раз. Сегодня в танке вы можете быть в рубашке с галстуком. Система кондиционирования и отопления тут действует, как в салоне обычного воздушного лайнера. И вообще уходит время, когда танкист изображался в виде здоровенного мужчины в пропитанном соляркой комбинезоне и с кувалдой в руках. Наши экипажи работают в белых нитяных перчатках. И могут в случае необходимости заменить двигатель за 4 часа вместо обычных 24. Все это стало своего рода культурной революцией в танкостроении. 

— Я посмотрел видеоотчет о недавно состоявшемся показе вооружений в Омске. Одно меня удивило, а другое поразило. Первое — Т-80У выступал на полигоне не только под привычные аплодисменты иностранных гостей, но и в обстановке особого всенародного ликования. Второе — он вел огонь в воздухе, в полете после препятствия, двигался вдоль крутого косогора и, наконец, преодолевал бассейн не как обычно — вдоль, а поперек, спускаясь и карабкаясь по стенам предельной крутизны. Такого видывать не доводилось! 

— Омский завод выпустил много наших танков, они там уже давно — предмет любви и гордости горожан. Отсюда и реакция зрителей на полигоне. Порой я, не без сожаления и юмора, думаю о том, что у нас в Петербурге, где Т-80 создавался, о нем очень мало кто знает. 

Что касается необычных упражнений, которые вы увидели, это «самодеятельность» омских испытателей. Дело в том, что на международных показах, которые проходят в разных странах, препятствия на полигонах строго регламентированы — по высоте, глубине, крутизне. То, что показали омичи, в международную программу не может быть включено, поскольку ни один танк в мире, кроме нашего, выполнить такие упражнения не в состоянии. 

— Я хотел бы назвать нашу беседу «Бросающий вызов». Боюсь, что заголовок будет не сразу понят. Кто-то спросит: кому вызов — потенциальному противнику? Между тем именно эти слова стоят на обложке книги, которая сейчас выходит из печати и будет вручаться участникам предстоящей конференции. 

— Это важно. Конечно, не о противнике речь... Вся история создания Т-80 — это цепь вызовов традиционным представлениям о танке и методах его конструирования, догматизму, начетничеству и ремесленничеству, всему привычному и замшелому, что мешает творить конструктору. А в нашей России, как мне пришлось убедиться, очень много талантов. И цепь эта продолжается. Уже сегодня мы располагаем «линейкой» двигателей от 1000 до 1500 лошадиных сил. Но при всем том газотурбинный двигатель находится, можно сказать, еще в подростковом или юношеском возрасте и от него стоит ожидать многого в дальнейшем. 

— Как ожидать при таких размерах военного бюджета? 

— Военный заказ в портфеле «Спецмаша» действительно ныне составляет лишь несколько процентов. Но «танковое» направление мы по-прежнему считаем главным. Именно оно накопило тот потенциал, который позволяет нам конструировать и выпускать уникальную, сложную и современную тяжелую технику для железнодорожников, нефтяников и строителей. Имеем соответствующие лицензии. Получили сертификат на соответствие международным стандартам ИСО 9001. 

И танк у нас не забыт. На «ВТТВ-Омск-2001» мы показали последнюю модификацию Т-80У, оснащенную двумя вычислительными комплексами, решающими очень широкий круг задач. «Российская газета» назвала его «гвоздем» выставки. 

— Т-80У было выпущено не так уж много. Основную массу танков, находящихся во всех военных округах, составляют Т-80. Какова их судьба? 

— Надо воспользоваться широко известным опытом зарубежных стран, которые никогда не пилили крейсера на иголки и не пускали танки под автоген, идти, как и все, путем модернизации. Танк — очень дорогое изделие. И модернизировать Т-80, доведя его до уровня Т-80У, много дешевле, чем выпустить новый. Несмотря на весьма скромные финансовые возможности нынешней России, пункты такой программы мы тоже рассматриваем. 

У конструкторов сегодня немало новых замыслов и идей. Остановки в творчестве быть не может. 

Источник: http://www.spbvedomosti.ru

 
 
Hosted by uCoz