Daimler-Benz DB-603А2, 12-цилиндровый, бензиновый
с непосредственным впрыском и электрическим зажиганием, ^-образный (перевернутый),
четырехтактный, жидкостного охлаждения; мощность - 1750 л.с. (1288 кВт)
при 2700 об. в мин.; рабочий объем - 44500 куб.см.
Трансмиссия:
электромеханическая - два главных генератора,
два тяговых электродвигателя, два механических агрегата-гитары с бортовыми
тормозами, две бортовые передачи.
На "Маусе" был установлен модифицированный авиационный двигатель фирмы
Даймлер-Бенц DB-603A2 (иногда именуемый MB 509), 12-ти цилиндровый, Л-образный,
с непосредственным вспрыском бензина в цилиндры и электрическим зажиганием.
Он приводил в движение два электрогенератора, которые вырабатывали
ток для тяговых электродвигателей. DB-603 работал по четырехтактному циклу,
аналогично карбюраторному, отличаясь тем, что образование рабочей смеси
происходило не в карбюраторе, а внутри цилиндров. Основным отличием этого
двигателя от авиационного стало применение нового трехшестеренчатого редуктора,
понизившего высоту оси ведущего вала и удлинившего двигатель на 250 мм.
По сравнению с карбюраторными двигателями, DB-603A2 был более экономичным
и менее пожароопасным и "чувствительным" к сорту топлива. Для охлаждения
силовой установки использовались двухступенчатые вентиляторы. Практиковалось
также жидкостное охлаждение выхлопных коллекторов. К одному из недостатков
DB-603A2 относили затрудненный доступ к ряду агрегатов, расположенных а
развале цилиндров (топливный насос, форсунки и др.).Электромеханическая
трансмиссия танка "Маус" состояла из двух параллельно работающих электроприводов
левой и правой гусеницы.
Электрическая часть трансмиссии представляла собой две независимые
друг от друга системы, обеспечивающие передачу крутящего момента от коленчатого
вала двигателя к ведущим колесам.Два главных генератора, питающие током
тяговые электродвигатели, размещались в моторном отделении. В блоке с главными
генераторами находился вспомогательный генератор. Передний (по ходу танка)
генератор обеспечивал питанием левый тяговый электродвигатель, задний -
правый. Вспомогательный генератор служил для питания обмоток
обоих главных генераторов и тяговых электродвигателей. В момент запуска
основного двигателя он использовался как электростартер, заряжаясь от аккумуляторной
батареи.
Тяговые электродвигатели (по одному на гусеницу) стояли в кормовой
части корпуса. Крутящий момент с вала электродвигателя через двухступенчатый
редуктор передавался на ведущее колесо.При движении под водой машина получала
электроэнергию с генераторов другого "Мауса", находящегося на берегу. Передача
осуществлялась через кабели. Управление танком при этом производилось из
машины, подающей энергию, и ограничивалось только изменением скорости.
Механическая часть трансмиссии состояла из двух наклонных редукторов-гитар
(на один борт) с тормозом и бортовой передачей. Они включались в силовую
цепь последовательно за электромоторами.
При изучении "Мауса" наши специалисты отмечали: "Заслуживает
внимания доводка узлов и деталей [трансмиссии]. Выделяется стремление к
облегчению условий работы деталей путем конструктивной отработки их и тщательного
изготовления. Это позволило ... повысить надежность агрегатов...".