Передаточные отношения
КП, КПД и радиусы поворота |
Передача |
Фрикционные элементы |
Передаточные отношения коробки передач |
КПД |
Радиус поворота, м |
Задний ход |
Ф3, Т5 |
-6,353 |
0,950 |
2,78 |
Торможение |
Т4, Т5 |
- |
- |
- |
Нейтраль |
Т4 |
- |
- |
- |
I |
Ф3, Т4 |
4,370 |
0,970 |
2,78 |
II |
Ф3, Т1 |
2,159 |
0,968 |
5,56 |
III |
Ф2, Т4 |
1,460 |
0,990 |
8,63 |
IV |
Ф2, Ф3 |
1,000 |
1,00 (?) |
8,80 |
Трансмиссия относится к группе трансмиссий с бортовыми коробками передач.
В качестве трансмиссии применены две одинаковые по схеме механические планетарные
коробки передач, выходные звенья которых соединены непосредственно с бортовыми
передачами. Каждая из двух бортовых коробок передач обеспечивает четыре
передачи переднего хода и одну передачу заднего. Передаточные отношения
каждой передачи переднего и заднего хода и радиусы поворота приведены в
таблице. Общий диапазон коробки передач - 4,37. Масса трансмиссии - 1745
кг. Конструктивно каждая из двух бортовых коробок передач выполнена соосным
агрегатом совместно с планетарной бортовой передачей и размещена в едином
картере. Для фрикционных элементов (фрикционов и тормозов) применены
металлокерамические диски трения, работающие в масле в паре со стальными.
Включение всех фрикционных элементов осуществляется гидравлическим способом
с помощью бустеров и обеспечивается сжатием пакета дисков трения с помощью
давления масла, подводимого к этим бустерам из системы управления. Такое
конструктивное оформление всех фрикционных элементов двух бортовых коробок
передач позволяет обеспечить их высокую работоспособность при переключении
передач и при торможении танка. Для смазывания всех элементов планетарных
передач (подшипников и полюсов зацепления шестерен) и фрикционных элементов
в коробку передач подводится масло под давлением из общей гидравлической
системы трансмиссии. Это масло по соответствующим каналам и отверстиям
распределяется далее по всем элементам коробки передач, а затем сливается
в поддон картера.
Рассмотрим принцип работы обеих бортовых планетарных коробок передач
при прямолинейном движении и повороте:
Прямолинейное движение. При помощи механизмов распределения и
устройства управления на правой и левой коробках передач синхронно включаются
одинаковые передачи, Вращение от ГТД через соединительный вал передается
на первичный вал коробки передач.
Передача I. При включенных фрикционных элементах Ф3 и Т4 работают
2-й и 3-й планетарные ряды с остановленными эпициклической 6 и солнечной
12 шестернями. Вращение от первичного вала 15 передается солнечной шестерне
3, сателлитам 4, которые вращают водило 5 1-го и 2-го планетарных рядов.
Вращение с водила 5 передается эпициклической шестерне 7 3-го планетарного
ряда, сателлитам 14 и далее водилу 5. С водила 8 вращение передается на
вторичный вал 9, который является одновременно солнечной шестерней бортовой
передачи, сателлитам 10 бортовой передачи, которые вращают водило 11 бортовой
передачи и установленное на нем ведущее колесо.
Передача II. При включенных фрикционных элементах Ф3 и T1 работают
все три планетарных ряда с остановленной солнечной шестерней 2 1-го планетарного
ряда и сблокированными эпициклической шестерней 6 2-го планетарного ряда
и солнечной шестерней 12 3-го планетарного ряда. Вращение от первичного
вала 15 передается солнечной шестерне 3, сателлитам 4 и 1. Сателлиты 1
вращают водило 5 и установленную на нем эпицикли-ческую шестерню 7, а сателлиты
4 вращают эпициклическую шестерню 6 и сблокированную с ним солнечную шестерню
12. Эпициклическая шестерня 7 и солнечная шестерня 12 вращают сателлиты
14 3-го планетарного ряда, которые вращают водило 8 3-го планетарного ряда.
Водило 8 передает вращение вторичному валу 9 (солнечной шестерне бортовой
передачи), сателлитам 10, которые вращают водило бортовой передачи 11 и
установленное на нем ведущее колесо.
Передача III. При включенных фрикционных элементах Ф2 и T4 работает
3-й планетарный ряд с остановленной солнечной шестерней 12, а 1-й и 2-й
планетарные ряды, сблокированные фрикционным элементом Ф2, вращаются как
одно целое. Вращение от первичного вала 15 передается на эпициклическую
шестерню 7, сателлитам 14, которые вращают водило 5. Далее вращение передается
вторичному валу 9, сателлитам 10, которые вращают водило бортовой передачи
11 и установленное на нем ведущее колесо.
Передача IV. При включенных фрикционных элементах Ф2 и Ф3 все
сблокированные планетарные ряды вращаются как одно целое. Вращение от первичного
вала 15 передается на вал 9, сателлитам 10, которые вращают водило бортовой
передачи 11 и установленное на нем ведущее колесо.
Задний ход. При включенных фрикционных элементах Ф3 и Т5 работают
2-й и 3-й планетарные ряды с остановленными водилом 5 и эпициклической
шестерней 7 и сблокированными эпициклической 6 и солнечной 12 шестернями.
Вращение от первичного вала 15 передается солнечной шестерне 3, сателлитам
4, эпициклической шестерне 6, сблокированной с солнечной шестерней 12,
сателлитам 14, которые вращают водило 8. Далее вращение передается вторичному
валу 9, сателлитам 10, которые вращают водило 11 и установленное на нем
ведущее колесо.
Поворот танка. В трансмиссии танка нет механизма поворота как
специального узла. Поворот осуществляется включением на отстающем борту
понижающей передачи. Поворот при движении на передаче I и передаче заднего
хода осуществляется включением тормозов T4 и Т5 на отстающем борту.
Торможение танка. Торможение осуществляется одновременным включением
тормозов Т4 и Т5 в обеих коробках передач. При этом останавливается солнечная
12 и эпициклическая 7 шестерни 3-го планетарного ряда, т. е. осуществляется
остановка водила 8 этого планетарного ряда и связанного с ним через бортовую
передачу ведущего колеса.
Источник: "Транспортные машины с газотурбинными двигателями",
(Л.: Машиностроение. - 1-е изд. 1980, 2-е изд. 1987 г.), под редакцией
Н.С.Попова. |