Трансмиссия танка Т-80У-М1 "Барс" (Вариант)

Примером возможной схемы трансмиссии для танка с ГТД, содержащей три управляемые передачи, может служить кинематическая схема, представленная на рисунке. 
В рассматриваемой схеме в качестве первой и второй УП применены две одинаковые по конструкции механические ступенчатые коробки передач. В качестве третьей УП применена гидрообъемная передача, которая предназначена для управления вращательным движением танка при повороте. Промежуточный механический элемент трансмиссии содержит два трехзвенных ДМ, солнечные шестерни которых связаны с ГТД, водила - с бортовыми коробками передач, а эпициклические шестерни - с гидрообъемной передачей. Гидрообъемная передача состоит из двух" гидромашин, одна из которых - регулируемая - связана через согласующую передачу с ГТД, а вторая - нерегулируемая - соединена через согласующие передачи с эпициклическими шестернями. 
При прямолинейном движении за счет приведения рабочего объема регулируемой гидромашины к нулевому значению выходной вал гидрообъемной передачи остановлен, а поэтому остановлены и эпициклические шестерни двух ДМ. Передача энергии от ГТД осуществляется через солнечные шестерни двух ДМ к их водилам и далее к бортовым коробкам передач. Дифференциальные механизмы в этом случае работают как понижающие передачи. Управление прямолинейным движением ТГМ осуществляется путем изменения скорости выходного вала ГТД и за счет переключения одноименных передач в двух коробках. 
При повороте за счет приведения рабочего объема регулируемой гидромашины к конечному значению ведомый вал гидрообъемной передачи начинает вращаться. Это приводит во вращение эпициклические шестерни двух ДМ, скорости которых равны по величине, но противоположны по знаку. Вследствие этого в одном ДМ скорость эпициклической шестерни совпадает по знаку со скоростью солнечной шестерни, а поэтому увеличивается скорость водила. В другом же ДМ скорость эпициклической шестерни и скорость солнечной шестерни противоположны по знаку, а поэтому скорость водила уменьшается. Чем больше устанавливается величина рабочего объема регулируемой гидромашины, тем больше разница скоростей водил двух ДМ, а следовательно, тем меньше радиус поворота ТГМ при включенных одноименных передачах в двух бортовых коробках. Минимальный радиус поворота соответствует максимальному рабочему объему регулируемой гидромашины. При необходимости радиус поворота может быть уменьшен за счет включения в коробке передач отстающего борта понижающей передачи. 
Показанные на рисунке связи звеньев двух ДМ с ГТД, коробками передач и гидрообъемной передачей могут быть и иными. Так, например, при тех же связях водил с коробками передач солнечные шестерни могут быть связаны с гидрообъемной передачей, а эпициклические шестерни - с ГТД, или водила - с ГТД, эпициклические шестерни - с коробками передач, а солнечные - с гидрообъемной передачей. Выбор связей элементов трансмиссии зависит от того, какое значение передаточного отношения ДМ требуется реализовать при прямолинейном движении. 
Применение для танка трансмиссий с тремя УП целесообразно в том случае, если в трансмиссиях с двумя УП последние не обеспечивают выполнения в полной мере требуемых от них функциональных качеств при управлении поступательным или вращательным движениями танка. Трансмиссия с двумя бортовыми механическими ступенчатыми коробками передач обладает недостатком, состоящим в том, что управление вращательным движением танка при повороте осуществляется за счет включения в коробке передач отстающего борта понижающей передачи. Такой способ управления поворотом не является совершенным. Применение гидрообъемной передачи для управления вращательным движением танка при повороте должно существенно повысить маневренные качества и управляемость танка при криволинейном движении. Следовательно, приведенную схему трансмиссии следует рассматривать как усовершенствование трансмиссии с бортовыми механическими ступенчатыми коробками передач. 
  
Примечание:  
В результате применения газотурбинного двигателя ГТД-1250Г с ГОП при прохождении реальной трассы получен выигрыш в средней скорости на 12%, а одиночных поворотов - до 33 процентов. При этом радиус поворота регулируется бесступенчато, резко снижено количество переключений БКП в режиме поворота. Увеличилась плавность хода, и, соответственно, повысилась точность стрельбы. 
Расход топлива сократился на 5-10%, при этом ресурс работы агрегатов увеличился: 
- трансмиссии - на 30%; 
- ходовой части - на 50%. 

Источники: 
1. "Транспортные машины с газотурбинными двигателями", (Л.: Машиностроение. - 1-е изд. 1980, 2-е изд. 1987 г.), под редакцией Н.С.Попова. 
2. Military Parade 

Hosted by uCoz