6 июля исполняется 25 лет со дня принятия на вооружение танка с
мировым именем Т-80. У истоков этого проекта стоял Альберт Дзявго, заместитель
главного конструктора танкового КБ.
-Мне бы хотелось не столько о танке рассказать, сколько о людях, о тех солдатах и офицерах, без которых рождение этой замечательной боевой машины могло бы просто не состояться, - говорит Альберт Казимирович. - Танкисты сразу полюбили "восьмидесятку", но при этом были не только ее строгими критиками, но и защитниками... Слушаю конструктора и вспоминаю события двадцатилетней давности, заснеженный Бобочинский полигон, куда меня привез замполит танкового полка, где проходили испытания новые боевые машины, майор Алексей Мархай. Шла подготовка к стрельбе. Два гражданских человека, как выяснилось - генеральный конструктор Николай Иванович Попов и его заместитель, что-то оживленно обсуждают с танкистами. Глядя на Т-80, очертания которого так напоминали "шестьдесятчетверку", задался вопросом: что в этом танке нового? И вот звучит команда "К бою!" Экипаж мгновенно исчезает в бронированном чреве. Где-то совсем рядом реактивный истребитель начинает запуск турбины. В ответ на мои интенсивные поиски источника этого набирающего звенящую ноту звука, замполит рассмеялся: - Что нового, вы спрашиваете? Это и есть Т-80, танк XXI века! Майор Мархай, ныне полковник запаса, оказался прав. И хотя Т-80 прошел за минувшее время не одну модернизацию, в своей принципиальной концепции он не изменился, и по сегодняшний день, уже в ХХI веке, не имеет аналогов в мире. А ведь в середине семидесятых Т-64 считался боевой машиной, достигшей совершенства. И вдруг такой резкий поворот. Почему? Это диалектический процесс. Когда-то и поршневая авиация, достигнув своего совершенства, подошла к пределу. Перед танкостроителями была поставлена задача: повысить маневренность и скоростные характеристики танка. За счет чего? Конструкторы видели - дизель уже исчерпал свой ресурс. И тогда родилась идея поставить вместо него газовую турбину. Курировавший в то время оборонную промышленность Д. Устинов горячо поддержал такое решение. Министр обороны А. Гречко, ознакомившись с проектом, особой заинтересованности не проявил - газовая турбина по расходу горючего превышала дизель в полтора раза. И все же на Кировском заводе в Ленинграде была изготовлена экспериментальная партия "Объекта 219" (заводской индекс Т-80). В двигательный отсек машины установили собранную на заводе им. В.Я. Климова турбину. Поскольку она была чуть ли не в два раза меньше дизеля, освободившееся место заняли дополнительные баки для горючего. Чтобы выявить слабые места новой машины, в Приволжском военном округе сформировали три танковые роты, которые возглавили старшие лейтенанты Е. Козлов, А. Тимофеев, И. Советкин. Их заместителями по техчасти были лейтенанты В. Александров, Г. Матюшков, Е. Власов. Согласно подготовленным жестким заданиям роты отправились на испытания в пески Средней Азии. - Это называлось ускоренной эксплуатацией танков, - вспоминает Альберт Казимирович. - А люди работали на износ. Целый год гоняли технику по сыпучим барханам, в жару и непогоду, ели, что называется, на ходу, недосыпали, нередко занимались ремонтом в полевых условиях. Режим эксплуатации боевых машин был максимально приближен к условиям наступательных операций 1944-1945 годов. За испытаниями очень внимательно и даже ревниво наблюдали посланцы министра обороны. "Результаты впечатляют, - говорили они, - но тут у вас работают асы-специалисты, а как покажут себя войсковые танкисты?" А ведь это и были войсковые танкисты! Командиры взводов лейтенанты А. Дадонов, К. Бондарук, Е. Панов, Ю. Михалев, К. Семиногов, Е. Федоров, С. Петрушин, прапорщик Матвеев и другие в экстремальных условиях достигли высокого уровня мастерства. Все они несколько позже составили костяк учебного батальона в Сертоловском гарнизоне. ... Этот период я тоже хорошо помню, ибо готовил тогда для "Красной звезды" материал о секретаре комсомольской организации того самого батальона прапорщике Степане Жоловане (ныне полковнике запаса). Комсомольский вожак сам был мастером вождения, но об уровне подготовки прибывших офицеров он и спустя два с лишним десятилетия говорит с восхищением: - Было такое ощущение, что они на этих танках летали над танкодромом. Когда я сам впервые сел за рычаги Т-80, не поверил, что сорокатонная махина может нестись по "пересеченке" подобно легковому автомобилю. Этот танк даже с недоработками мы воспринимали как чудо техники. Бывший замполит полка, в котором Т-80 проходил войсковые испытания, Алексей Васильевич Мархай, сегодня вспоминает на сей счет немало любопытных эпизодов. Вот один из них. У генерального конструктора был один серьезный оппонент - начальник бронетанковой службы полка капитан Василий Кравченко, которого он не на шутку боялся. Образование у офицера было среднее, но танк знал, что называется, до винтика. От его замечаний и предложений конструкторы попросту стонали. В то время приехал в полк главком Сухопутных войск и в присутствии Попова заслушал танкистов о результатах испытаний. Дифирамбов прозвучало немало - что говорить, новая машина пришлась по душе танкистам, но когда поднялся на трибуну капитан Кравченко, генеральный конструктор занервничал. И не напрасно: зампотех выдал целый список недорботок и предложений, особенно по коробке передач. И все настолько обоснованные, что Попов только развел руками. А главком после заслушивания распорядился подготовить представление на досрочное присвоение очередного звания капитану Кравченко. Альберт Казимирович Дзявго вспоминает, как продуктивно взаимодействовали военные с оборонщиками Кировского завода и завода имени В.Я. Климова, благодаря чему и удалось оперативно выявить и устранить недостатки в конструкции машины, по-новому организовать ее техническое обслуживание. Но вот что интересно: офицеры и солдаты очень тонко чувствовали, когда можно и нужно говорить о недостатках, а когда - защищать детище конструкторов от необоснованных нападок. С 1976 по 1984 год рота танков Т-80 75-го полка ежегодно участвовала на всех крупных учениях в различных климатических зонах страны. И то, что эта рота всегда и всюду была лучшей, являлось самым убедительным доказательством преимуществ новой боевой машины. - Мы очень признательны командованию Ленинградского военного округа, его бронетанковой службе, офицерам воинских частей, - с благодарностью говорит Альберт Казимирович, - они постоянно поддерживали и поддерживают добрые отношения и рабочие контакты с Кировским заводом. Это позволяет ленинградской танковой школе создавать машины мирового класса. На снимке: вот она, "летающая" восьмидесятка - уникальный танк. |
|