Схема кинематическая двухпоточного механизма поворота 1 типа танка
PzKw VI Tiger Ausf.H
Механизм поворота (МП) танка "Тигр" представляет собой дифференциальный
двухпоточный МП 1 типа (танк при повороте сохраняет скорость центра масс).
К МП подводится два потока мощности от коробки перемены передач (КПП).
Основной поток мощности через конический редуктор подводится к эпициклическим
шестерням суммирующих планетарных рядов (СПР). Частота вращения ведущей
конической шестерни основного потока зависит от текущей включенной передачи
в КПП.
Дополнительный поток мощности через конический редуктор и дополнительный
привод подводится к солнечным шестерням СПР. Для обеспечения противоположного
вращения солнечных шестерен в дополнительном приводе используется паразитная
шестерня. Частота вращения ведущей конической шестерни дополнительного
привода не зависит от текущей включенной передачи в КПП.
Работа МП на нейтральной передаче
На нейтрали основной поток мощности разорван в КПП и эпициклы СПР не
вращаются. К дополнительному приводу от КПП подводится поток мощности.
Так как фрикционы поворота (ФП) в дополнительном приводе нормально выключены,
то поток мощности к солнечным шестерням СПР разорван. Танк находится в
состоянии покоя.
При повороте механиком-водителем рулевого колеса, ФП одного из бортов
начинают включаться и к солнечным шестерням СПР подводятся противоположно
направленные потоки мощности, в результате чего они начинают вращаться
в противоположных направлениях. Так как эпициклы СПР между собой сблокированы,
то водила получают противоположное вращение - танк начинает разворачиваться
путем перематывания гусениц в разные стороны.
Прямолинейное движение
При прямолинейном движении, когда в КПП включена передача, к основному
приводу МП подводится мощность двигателя - эпициклы СПР получают вращательное
движение. ФП в дополнительном приводе выключены, к солнечным шестерням
СПР мощность не подводится. Солнечные шестерни через вал СПР и паразитную
шестерню сблокированы между собой, благодаря чему поток мощности передается
на водила СПР - танк осуществляет неустойчивое прямолинейное движение (вал
дополнительного привода не заторможен и кривизна движения танка зависит
от сопротивления движению левой и правой гусениц).
Осуществление поворота
В движении, когда механик-водитель поворачивает рулевое колесо, включаются
ФП одного из бортов и на вал дополнительного привода начинает передаваться
поток мощности. Солнечные шестерни СПР получают противоположное вращение,
танк входит в поворот.
Угол поворота рулевого колеса задает давление масла в бустерах ФП, благодаря
чему в промежуточных его положениях можно управлять пробуксовкой фрикционов
и, соответственно, радиусом поворота, который будет зависеть как от состояния
БФ, так и от внешних условий. В крайнем положении рулевого колеса ФП полностью
включены и танк поворачивается с расчетным радиусом для данной передачи.
С возрастанием номера передачи возрастают и расчетные радиусы.
В случае неисправности МП предусмотрена возможность поворота с использованием
рычагов управления левым и правым тормозами.