Из вышеприведенных исторических фактов и документов напрашивается вывод
о том, что прообразом конструкции танкового дизеля 5ТДФ и последующих (6ТД,
6ТД-2, 6ТД-3) явились немецкие авиационные дизельные двигатели времен Второй
Мировой войны - Jumo 205 (Jumo 207). Еще раз хочу перечислить факты говорящие
в пользу данного утверждения:
Еще с довоенных времен советские конструкторы испытывали и, соответственно,
имели прекрасное представление о дизелях Jumo, проявляя к ним неподдельный
интерес.
После войны А.Д. Чаромский (будущий главный конструктор танкового дизеля
5ТДФ) будучи главным конструктором завода №500, привлекался к работе над
двигателями Jumo 207 и Jumo 224 в качестве одного из главных экспертов-дизелистов
в СССР и был прекрасно с ними знаком.
На тот-же завод №500 в 1946 г. было перевезено из ОКБ-1 (из г. Дессау),
45 специалистов во главе с главным конструктором авиационных дизелей Герлахом.
Работы по созданию и доводке трофейных дизелей Jumo 207 и Jumo 224 проводились
в СССР до 1949 г, что говорит о высокой заинтересованности в результатах
данной работы со стороны руководства СССР и армии.
Сама за себя говорит поразительная схожесть конструкций и кинематики двигателей
5ТДФ и авиационных дизелей Jumo.
Некоторые "болезни" танковых двигателей 5ТДФ, выявленные в процессе доводки
и эксплуатации, имеют ярко выраженные "авиационные" корни.
Историческая справка - Чаромский А.Д.
Чаромский Алексей Дмитриевич (1899—1982) - талантливый
ученый в области двигателестроения, конструктор авиационных и танковых
дизелей, создатель первого отечественного быстроходного авиационного дизеля
АН-1 (1931), профессор, доктор технических наук, генерал-майор ИТС, лауреат
Государственной премии СССР. Член КПСС с 1917 г. Работал главным конструктором
по дизелям в ЦИАМ и на ряде заводов промышленности. А. Д. Чаромским разработан
двухтактный танковый дизель 5ТД (5ТДФ). Награжден двумя орденами Ленина,
двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова II степени, Трудового
Красного Знамени и медалями.
Историческая справка - Gerlach Manfred
Герлах Манфред (Gerlach Manfred) Место и дата рождения - Штутгард, 1905
Образование - высшее техническое
Семейное положение - вдовец
Время прибытия в СССР - 28 октября 1946 г.
Место работы в СССР - опытный завод №500 МАП
Должность - инженер
Местожительство в СССР - г.Тушино, 1-ая Комсомольская, дом N 14, кв.
20
Источники:
1. Е. А. Зубов. Двигатели танков (из истории танкостроения) Под редакцией
к.т.н. Л.И. Пугачева. - М.: НТЦ «Информтехника». 1991.
2. Материалы сайта Института
новых образовательных технологий 3. "Немецкий след в истории советской авиации: Об участии немецких
специалистов в развитии
авиастроения в СССР" Д.А, Соболев.
4. Материалы сайта http://www.geocities.com/hjunkers/
и многих других сайтов авиационной тематики..