Немецкие "предки" советских танковых дизелей

(Часть 5)
 
          
  
 
 
Заключение
 
Из вышеприведенных исторических фактов и документов напрашивается вывод о том, что прообразом конструкции танкового дизеля 5ТДФ и последующих (6ТД, 6ТД-2, 6ТД-3) явились немецкие авиационные дизельные двигатели времен Второй Мировой войны - Jumo 205 (Jumo 207). Еще раз хочу перечислить факты говорящие в пользу данного утверждения: 
  • Еще с довоенных времен советские конструкторы испытывали и, соответственно, имели прекрасное представление о дизелях Jumo, проявляя к ним неподдельный интерес.
  • После войны А.Д. Чаромский (будущий главный конструктор танкового дизеля 5ТДФ) будучи главным конструктором завода №500, привлекался к работе над двигателями Jumo 207 и Jumo 224 в качестве одного из главных экспертов-дизелистов в СССР и был прекрасно с ними знаком.
  • На тот-же завод №500 в 1946 г. было перевезено из ОКБ-1 (из г. Дессау), 45 специалистов во главе с главным конструктором авиационных дизелей Герлахом. 
  • Работы по созданию и доводке трофейных дизелей Jumo 207 и Jumo 224 проводились в СССР до 1949 г, что говорит о высокой заинтересованности в результатах данной работы со стороны руководства СССР и армии.
  • Сама за себя говорит поразительная схожесть конструкций и кинематики двигателей 5ТДФ и авиационных дизелей Jumo. 
  • Некоторые "болезни" танковых двигателей 5ТДФ, выявленные в процессе доводки и эксплуатации, имеют ярко выраженные "авиационные" корни.
 
Историческая справка - Чаромский А.Д.
 
   
   

Чаромский  Алексей Дмитриевич (1899—1982) - талантливый ученый в области двигателестроения, конструктор авиационных и танковых дизелей, создатель первого отечественного быстроходного авиационного дизеля АН-1 (1931), профессор, доктор технических наук, генерал-майор ИТС, лауреат Государственной премии СССР. Член КПСС с 1917 г. Работал главным конструктором по дизелям в ЦИАМ и на ряде заводов промышленности. А. Д. Чаромским разработан двухтактный танковый дизель 5ТД (5ТДФ). Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова II степени, Трудового Красного Знамени и медалями. 
 

Историческая справка - Gerlach Manfred

Герлах Манфред (Gerlach Manfred) 
Место и дата рождения - Штутгард, 1905 
Образование - высшее техническое 
Семейное положение - вдовец 
Время прибытия в СССР - 28 октября 1946 г. 
Место работы в СССР - опытный завод №500 МАП 
Должность - инженер 
Местожительство в СССР - г.Тушино, 1-ая Комсомольская, дом N 14, кв. 20 
 

Источники:

1. Е. А. Зубов. Двигатели танков (из истории танкостроения) Под редакцией к.т.н. Л.И. Пугачева. - М.: НТЦ «Информтехника». 1991. 
2. Материалы сайта Института новых образовательных технологий  
3. "Немецкий след в истории советской авиации: Об участии немецких специалистов в развитии 
авиастроения в СССР" Д.А, Соболев. 
4. Материалы сайта http://www.geocities.com/hjunkers/ и многих других сайтов авиационной тематики..

Hosted by uCoz